Главная \ Новости \ Наши новости

      

Новости Псковской области

« Назад

Новости Псковской области 31.03.2017 11:03

2017-03-30_10-56-36_4253339921

Игорь Иванович ответил на вопросы читателей «Псковской правды» о бесплатных лекарствах, нехватке врачей в детских поликлиниках, отсутствии вакцины в роддоме, поддержке детей-диабетиков, эффективности горячей линии по льготным лекарствам и т. д. 

Юлия Суворова: 

– Что происходит с бесплатными лекарствами для диабетиков? Это какой-то беспредел. Ощущение, что кто-то просто набивает карманы. Куда жаловаться, чтобы хоть что-то изменилось? 

– В настоящее время состояние льготного лекарственного обеспечения, на мой взгляд, никого не устраивает. Ни врачей, ни пациентов, ни контролирующие, ни регулирующие органы. Есть ряд системных проблем, которые требуют решения как на федеральном, так и региональном уровне. 

Для понимания необходимо объяснить, что есть несколько групп льготников. Самые крупные из них – это федеральные льготники, которые имеют право на основании Федерального закона «О государственной социальной помощи», и в основном это люди, имеющие инвалидность по заболеванию. Их у нас в области 72 553 человека, и по законодательству они имеют право выбора: получить льготу в виде лекарственного препарата или получить деньги – «монетизировать» льготу. Большинство людей, а именно 83 %, не требующие постоянного дорогостоящего лечения, выбирают деньги – около 12 000 рублей в год. Остается около 12-14 тысяч человек, как правило, имеющих тяжелые хронические заболевания, лечение которых стоит кратно дороже той субсидии, которую область получает из федерального бюджета на их лечение. Ведь субсидия выделяется из расчета на оставшихся в льготе человек, и выделяемых из федерального бюджета средств не хватает, и область постоянно выделяет дополнительные средства на эту категорию больных. В этой группе больных сахарным диабетом – 3725 человек. 

Раньше было 5-6 аукционов в год, а теперь порядка 500. Нагрузка на сотрудников комитета выросла в разы. 

Ко второй группе, т. н. региональных льготников, относятся пациенты, имеющие ряд заболеваний, таких как бронхиальная астма, психические, онкологические, орфанные заболевания, дети до 3 лет, а также дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет, сахарный диабет. Таких пациентов 58 345 человек, в т. ч. 11 485 больных сахарным диабетом. 

Имеется регистр всех пациентов, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, перечень препаратов в расчете на год для конкретного пациента и стоимость годового курса лечения. И довольно просто понять цену вопроса для каждой категории больных. 

Так вот. Одна из основных проблем – дефицит выделяемых средств. В 2011 году на льготную категорию уходило 252 млн рублей, в 2016 – 528 млн рублей, а если учитывать 190 млн рублей федеральных, то сумма составляет 718 млн рублей. И этих средств все равно не хватает. В первую очередь из-за того, что совершенствуется лекарственное обеспечение, появляются новые препараты, достаточно дорогие. Правительство и Министерство здравоохранения расширяют список лекарственных препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых, включая новые, более совершенные, более эффективные. Кроме того, в последние годы изменилось законодательство, и к полномочиям областных органов здравоохранения отнесли лекарственное обеспечение больных с редкими (орфанными, «сиротскими») заболеваниями. Их в области 169 человек, и подчас препараты для лечения крайне дороги. Пример, ставший уже хрестоматийным. В области есть 6 человек, страдающих одним из орфанных заболеваний. Годовой курс лечения каждого из них стоит около 30 млн рублей. И конечно, тяжело области нести такой финансовый крест. 

Вторая федеральная проблема – несовершенство законодательной базы. Взять хотя бы вопрос дублирования льготы, когда федеральный льготник может монетизировать свою льготу, а право на льготный препарат сохранить как региональный льготник, проблему предпочтения пациентами ряда препаратов конкретных торговых наименований, вопросы реализации конкурсных процедур в рамках 44-го Федерального закона, не позволяющего достаточно оперативно закупать препараты. 

Что касается вопросов типа «набивания карманов», «где деньги, которые выделены на лекарства» и подобного рода… Льготное лекарственное обеспечение постоянно находится в поле зрения всевозможных контролирующих организаций разного уровня. Вы это сами видите по публикациям на федеральном уровне, и я не допускаю возможности злоупотреблений в этом вопросе на областном уровне. 

Ольга Малышкина: 

– Скажите, пожалуйста, что вы лично сделали для того, чтобы дети-инвалиды по сахарному диабету были обеспечены расходными материалами для инсулиновой помпы? Почему в других регионах больным детям помогают, а в нашем регионе нет? 

– Естественно, в условиях дефицита бюджета мы должны определять приоритетные задачи. В первую очередь стараемся обеспечивать пациентов, у которых есть угроза не только здоровью, но и жизни. Это как раз к вопросу об обеспечении расходными материалами больных сахарным диабетом. В области сейчас их порядка 15 000 человек. На их лечение мы тратим около 150 млн рублей (103 млн рублей на инсулин и 46 млн рублей на таблетки). Когда финансовая ситуация была лучше, комитет находил возможности и покупал расходные материалы для больных сахарным диабетом, в том числе и для тех, которые пользуются инсулиновой помпой, в первую очередь детей. Их у нас 65 человек. Чтобы обеспечить их расходными материалами к помпам, надо порядка 20 млн рублей. Мы были поставлены перед выбором: либо покупать инсулин, либо расходные материалы. Мы понимали, что для семьи это непосильное бремя, когда в месяц надо тратить почти 15 000 рублей на расходные материалы. 

Ситуация была доложена губернатору области, было принято решение из резервного фонда выделить нужную сумму – те самые 20 млн рублей. На эти средства будут приобретены расходные материалы для детей, в ближайшее время объявят конкурсные процедуры. Таким образом, потребность этого года будет закрыта. А дальше будем продолжать работу и на уровне законодательной и исполнительной власти разного уровня по решению этих проблем: увеличение финансирования, перераспределение полномочий, совершенствование конкурсных процедур, контроль за обоснованием цен на лекарства… 

Словом, будничная управленческая работа, которая пациентам становится интересна и/или известна, только если чиновники не могут решить их проблем. 

Что касается других регионов, то мы постоянно в контакте с коллегами из других субъектов, и ситуация везде достаточно неоднозначная: и по времени, и по разным областям, но причины и пути их решения мало чем отличаются от наших. 


автор: Ольга Нефедова 

Источник: http://pravdapskov.ru/rubric/17/14719