Главная \ Новости \ Наши новости

      

Проект жалобы в ген.прокуратуру по проблеме Приказа №1024н. Авторы родкомитет из ОРЕНБУРГА под предводительством Людмилы Анисовой.

« Назад

Проект жалобы в ген.прокуратуру по проблеме Приказа №1024н. Авторы родкомитет из ОРЕНБУРГА под предводительством Людмилы Анисовой. 26.04.2016 09:09

Генеральному прокурору РФ,
в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения

Председателю комитета по правам ребенка в ГД. 

Уполномоченному по защите прав ребенка в РФ,
Министру здравоохранения 
(на предмет корректности 
изложения пункта 11.2.10.2 
и проверки полномочия лица в МЗ, 
согласовавшего данный Приказ)

Оренбургское отделение Общероссийской общественной организации инвалидов «Российская диабетическая организация» обсудила на своем собрании Приказ Минитерства труда и социальной защиты РФ от 17.12.2015 № 1024н « О КЛАССИФИКАЦИЯХ И КРИТЕРИЯХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ГРАЖДАН ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ» (далее по тексту – Приказ, Приказ №1024) и находит положения пунктов 11.2.10.1 – 11.2.10.2 , 11.4.10 незаконными, так как они противоречат ниже указанным нормативно-правовым актам Российской Федерации и общим принципам охраны здоровья детей и их социальной защищенности. 
Мы считаем, что дети до 18 лет, заболевшие инсулинозависимым диабетом (ИЗСД, 1тип) должны получать статус инвалидов с момента постановки диагноза.
ИЗСД (1 тип)- хроническое неизлечимое психосоматическое заболевание, сопровождающееся зачастую жизнеугрожающим состоянием, которое ребенок (даже в 14 лет ) не имеет возможности адекватно оценить. 
Тем не менее, в Приказе №1024 (Примечание к подпункту 11.2.10) прописано:
а). « Количественная оценка степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных сахарным диабетом 1 типа (инсулинзависимый) в детском возрасте, учитывает характер течения заболевания в различные возрастные периоды, степень тяжести, частоту зафиксированных жизнеугрожающих состояний, а также особенности, обусловленные техникой и режимом инсулинотерапии, способностью осуществлять самостоятельно контроль за течением заболевания (производить подсчет хлебных единиц, оценивать адекватность количества вводимого инсулина на определенное количество пищи, содержащей углеводы, технику введения инсулина, потребность в инсулине короткого действия на 1 хлебную единицу в различное время суток с возможностью коррекции его дозы в зависимости от исходного уровня гликемии).
Обученность ребенка и его умение не только проводить измерения уровня глюкозы, но и анализировать их, вырабатывать определенную тактику в каждой конкретной ситуации может быть произведена при изучении дневника самоконтроля и глюкометра (с функцией памяти) с последующим анализом зарегистрированных там показателей (формируется у ребенка к 14 годам)».
Первое предложение данного Примечания носит оценочный, неконтролируемый характер, не имеющий никаких ссылок на медицинские критерии, нормы, а потому - некорректно , а значит применять его при экспертизе невозможно и даже недопустимо. Второе предложение опять же некорректно , так как из него следует , что данные требования можно предъявлять только к детям-инвалидам, достигшим 14 летнего возраста.

б). Согласно пункту 11.2.10.1 инвалидность не устанавливается « При достижении полной или частичной эффективности комплексных лечебных мероприятий и самоконтроля за течением заболевания (адекватность проводимой инсулинотерапии, отсутствие нуждаемости в ее коррекции, сформированности обучения методам контроля над заболеванием) при отсутствии осложнений со стороны органов мишеней или с начальными осложнениями.»
Данный подпункт ставит установление инвалидности у ребенка с ИЗСД в зависимость от наличия или отсутствия осложнений со стороны органов мишеней или с начальными осложнениями, что опять же недопустимо, так как это условие противоречит общим принципам здравоохранения, которые прежде всего направлены на профилактику любого заболевания. 
В Приказе не указаны какие конкретно заболевания должен иметь ребенок- инвалид, какой период времени выявленные заболевания должны быть у него по степени длительности (неделю, месяц, год и т.п.) и должны ли они быть связаны с основным заболеванием . 
В настоящее время доказано, что инсулинозависимый сахарный диабет у детей носит неизлечимый характер, и поэтому установление инвалидности в связи с этим заболеванием нельзя ставить в зависимость наличия у ребенка иных заболеваний.
Пункт 11.2.10.1 противоречит подпунктам 17, 18 статьи 1 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", которые разделяют на самостоятельноые заболевания основное заболевание и сопутствующее заболевание , которые могут существовать одновременно, но сопутствующее 0заболевание не исключает существование основного заболевания : 
статья 1 подпункт 18- основное заболевание - заболевание, которое само по себе или в связи с осложнениями вызывает первоочередную необходимость оказания медицинской помощи в связи с наибольшей угрозой работоспособности, жизни и здоровью, либо приводит к инвалидности, либо становится причиной смерти;
подпункт 19- сопутствующее заболевание - заболевание, которое не имеет причинно-следственной связи с основным заболеванием, уступает ему в степени необходимости оказания медицинской помощи, влияния на работоспособность, опасности для жизни и здоровья и не является причиной смерти;
в). Подпункт 11.2.10.2 продолжает требовать наличие осложнений при инсулинозависимом сахарном диабете, но здесь уже появляется возрастной критерий – 14 лет. : «При достижении полной или частичной эффективности комплексных лечебных мероприятий (адекватность проводимой инсулинотерапии, отсутствие нуждаемости в ее коррекции) при отсутствии осложнений со стороны органов-мишеней или с начальными осложнениями в возрастной период, в который невозможен самостоятельный контроль за течением заболевания, осуществление самостоятельно инсулинотерапии.
В возрасте 14 лет и старше при сахарном диабете с длительной (более 6 месяцев) декомпенсацией с наклонностью к кетозу, при неэффективности комплексных лечебных мероприятий (в т.ч. коррекции инсулинотерапии, обучения), лабильностью течения, подтвержденной лабораторно-инструментальными методами (в том числе подкожным мониторированием глюкозы), в том числе при наличии множественных липодистрофий, прогрессировании верифицированных хронических микрососудистых осложнений, с зафиксированными тяжелыми гипогликемическими состояниями, требующими стационарного лечения, в том числе по экстренным показаниям.»
Наличие всех «показателей», которые требует данный подпункт свидетельствует не о достижении полной или частичной эффективности комплексных лечебных мероприятий сахарного диабета, а об отсутствии лечебных мероприятий. 

г). В вышеназванных подпунктах Приложения неоднократно упоминается возраст ребенка – 14 лет. Данное ограничение является незаконным:
Согласно Конвенции о правах ребенка , Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», статьи 54 Семейного Кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ ребенком признается лицо, не достигшее 18 летнего возраста . 
Согласно пункту 10 Правил признания лица инвалидом (утв. Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 с последующими изменениями), категория "ребенок-инвалид" устанавливается на 1 год, 2 года, 5 лет либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

д). Приведенные нормативно-правовые акты однозначно называют ребенком лицо, не достигшее 18-летнего возраста. С учетом вышеизложенных требований законов ссылки о 14 летнем возрасте ребенка-инвалида подлежат исключению из Приказа. 

е). Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 294 утверждена Государственная программа развития здравоохранения .
Целью данной программы является борьба с причинами смерти и увеличение продолжительности жизни населения.
Профилактика и предупреждение заболеваний закреплена в качестве одного из основных принципов охраны здоровья.
Вышеприведенные положения Приказа находятся в противоречии с данной Программой, так как при определении статуса ребенка-инвалида или подтверждении этого статуса требуют не только наличие основого заболевания ( инсулинозависимый сахарный диабет) , но и наличия осложнений со стороны органов мишений. Это не только незаконно , но и в некоторой степени кощунственно. 

ж). В Российской Федерации работает Общероссийская общественная организация инвалидов «Российская диабетическая организация», которая защищает права и законные интересы детей-инвалидов с ИЗСД и вправе проводить общественную экспертизу нормативно-правовых актов в области здравоохранения и социальной защиты инвалидов-диабетиков. 
Приказ 1024 общественную экспертизу в наших пациентских организациях не проходил и не обсуждался.

Поскольку подпункты 11.2.10.1, 11.2.10.2, 11.4.10 Приложения к Приказу изложены некорректно, с допущениями многочисленных условностей, противоречащих указанным в тексте данного заявления нормативно-правовым актам Российской Федерации, просим внести изменения, которые устранят ухудшение качества жизни ребенка с ИЗСД после экспертной оценки.