"ЭндоЖизнь"
Присылайте нам Вашу информацию , если Вашего ребенка лишили инвалидности или предупредили, что с 14 лет снимут точно, согласно Приказа №1024н. Обязательно указывайте Ваш город!
Мы будем делать отметки на карте.
Памятка для преподавателей школьных и дошкольных учебных заведений, которые посещают дети с диагнозом сахарный диабет
«Дети (подростки), имеющие диагноз сахарный диабет в школе и детском саду»
Памятка рекомендована учителям (воспитателям), работающим в школьных и дошкольных учебных заведениях, которые посещают дети и подростки с диагнозом сахарный диабет.
ЧТО ТАКОЕ САХАРНЫЙ ДИАБЕТ?
Наиболее часто встречающейся формой сахарного диабета у детей является сахарный диабет 1 типа, в основе которого лежит абсолютная инсулиновая недостаточность, то есть количество инсулина вырабатываемого поджелудочной железой не может обеспечить адекватный уровень гликемии в течение дня.
В норме уровень гликемии (сахара крови) колеблется от 3,3 до 5,5 ммоль/л. При обнаружении уровня сахара в крови более 5,6 ммоль/л следует обратиться к врачу для обследования на предмет нарушений углеводного обмена.
Заболевание встречается у детей любого возраста. К сожалению, в настоящее время нельзя выделить какие-либо патологические факторы, действие которых непосредственно приводит к развитию данного заболевания.
К наиболее часто встречаемым можно отнести генетическую предрасположенность, перенесенные инфекционные заболевания (вирусной этиологии), стрессовые ситуации.
Дети (подростки) с диагнозом сахарный диабет, нуждаются в ежедневных инъекциях инсулина и замерах сахара в крови.
Основная нагрузка по возвращению ребенка(подростка) с диагнозом сахарный диабет к нормальной жизни ложится на родителей и близких родственников. А также важное место занимает школа и детский сад. Школьный учитель, классный руководитель, воспитатель в детском саду должен иметь необходимую информацию об этом заболевании.
Даже учащимся старших классов школы (подросткам) необходим контроль со стороны педагога.
КРИТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ ПРИ ДИАБЕТЕ:
ГИПОГЛИКЕМИЯ
Этот термин используют для выражения симптомов, развивающихся при значительном понижении уровня сахара крови.
Гипогликемия может развиться в том случае, если ребенок (подросток):
- сделал себе инъекцию инсулина, выбрав неправильную дозу (слишком большую) или после физической нагрузки;
- пропустил или отложил на позднее время прием пищи или поел слишком мало;
НЕОБХОДИМО
Чтобы учитель (воспитатель) смог распознать признаки гипогликемии и срочно принять необходимые меры. Так как дети в раннем возрасте, плохо чувствуют признаки гипогликемии, что может привести к тяжелым последствиям.
Симптомы гипогликемии:
Проблема состоит в том, чтобы ребенок (подросток) не растерялся и знал, что в этом случае ему нужно сделать.
Достать из портфеля (сумки), вне зависимости от того, где он находится (урок, контрольная или экзамен и т.д), выпить сладкий фруктовый сок примерно 100 гр., стакан сладкого чая или компота, съесть конфету (карамельку), или принять 3 таблетки глюкозы или декстрозы.
Действия учителя (воспитателя):
При первых симптомах гипогликемии разрешить ребенку выпить или съесть вышеуказанное.
При этих действиях состояние гипогликемии может и не развиваться дальше, но для закрепления достигнутого эффекта важно, чтобы ребенок еще что-нибудь поел (печенье, бутерброд, яблоко и т.д.). Можно разрешить ученику выйти из класса и поесть в школьной столовой, но обязательно отправить его с сопровождающим.
Нет необходимости совсем отправлять ребенка домой, гипогликемия обычно проходит буквально через 10-15 минут. Далее нужно вызвать медицинского работника из медицинского кабинета, чтобы он проконтролировал дальнейшее состояние ребенка (подростка) на уровень гликемии.
Если это произошло с ребенком в дошкольном учреждении необходимо выполнить те же вышеперечисленные требования, обязательно вызвать медицинского работника из медицинского кабинета и сообщить родителям.
Если же ребенок потерял сознание, требуется немедленно вызвать "скорую помощь". Не надо пытаться влить ребенку, находящемуся без сознания, сок или иную жидкость - он может захлебнуться.
Гипогликемия - единственное тяжелое состояние, которое можно отнести к критическим и с которым учитель (воспитатель) может столкнуться на уроке (занятиях) и других мероприятиях.
Учитель (воспитатель) должен знать, как важно ребенку (подростку) с диагнозом сахарный диабет вовремя поесть и что может случиться, если не дать ему возможности выполнить все необходимое.
Важнейшей задачей является проблема психологической реабилитации ребенка с диабетом.
Она имеет два аспекта: как правильно подготовить класс и объяснить, что ребенок имеет диагноз сахарный диабет (почему он должен есть по времени; что такое гипогликемия; как помочь ему в критической ситуации и т.д.) и как помочь ребенку вернуться в класс после установления диагноза.
Здесь много сложностей - не всегда родители больного ребенка хотят, чтобы в классе знали о диабете: опасаются (и часто не без основания), что ребенка будут дразнить.
Как поступить в этом случае классному руководителю? Прежде всего, следует все-таки наладить контакт с родителями в решении этого вопроса, так как удержать в тайне наличие заболевания невозможно.
Дети в детском саду и в начальной школе внешне меньше переживают, что они чем-то отличаются от других детей. Им просто нужно напоминать о времени еды, замерах сахара и инъекции инсулина. Бывают дети, которые боятся насмешек товарищей; стесняются кушать на перемене; при низком уровне сахара в крови на уроке, постесняются вынуть сок из портфеля и выпить его; лишний раз не поднимут руку, отпроситься в туалет и т.д.
Сложности определенного плана существуют и у детей старшего возраста. Они могут уже самостоятельно делать инъекции инсулина, измерять уровень сахара в крови, следить за временем приема пищи. Однако, психологически этот возраст, с учетом заболевания, является очень сложным.
Подростки в этом возрасте осознают болезнь как причину, ограничивающую их жизнедеятельность во многом: в выборе профессии - не все они доступны людям с диабетом; в необходимости делать уколы, ограничивать себя в еде, соблюдать режим, осуществлять самоконтроль и т.д.
Поэтому для них характерно состояние стресса, депрессии, неуверенности в своих силах. А если еще в силу тяжелого течения заболевания ребенок остается в одиночестве, не входит ни в одну классную группу, не имеет друзей, ему приходится совсем тяжело.
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ САХАРА КРОВИ у ребенка (подростка) с диагнозом сахарный диабет, не так страшен, как гипогликемия, но также требует особого внимания. Обычно высокий уровень сахара крови "набирается" не сразу, а в течение нескольких дней, если только ребенок не нарушил резко режим, съев сразу много сладкого.
Причины повышения уровня сахара крови бывают разные:
малое количество инсулина - неправильно подобранная его доза;
любой стресс, заболевание и т.п.
При этом ребенок много пьет и часто мочится, а, следовательно, может в течение урока или нескольких уроков отпрашиваться в туалет.
Важно понимать это его состояние и спокойно отнестись к нему, не раздражаясь и не акцентируя на этом внимание других учеников. Обычно родители заранее договариваются с учителем о том, что их ребенку достаточно просто поднять руку, а учителю спокойно разрешить ему выйти. Если же учитель совершит ошибку, заметив: "Я же тебя отпускал в туалет на прошлом уроке!", это может вызвать насмешки со стороны других учеников. Известны случаи, когда дети, особенно в начальной школе, стесняясь и боясь насмешек, попадали в неловкую ситуацию.
Если ребенок участвует в спортивных соревнованиях или других мероприятиях, следует чаще обращать на него внимание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Ребенок, имеющий диагноз сахарный диабет всегда должен иметь в легкодоступном месте при себе глюкозу (сок, средство от гипогликемии), особенно в классе, во время спортивных соревнований, занятий физкультурой, во время игр и экскурсии.
2. Если Вы являетесь классным руководителем или воспитателем, убедитесь в том, что другие учителя (воспитатели) знают о заболевании вашего воспитанника, постарайтесь сделать так, чтобы к нему правильно относились взрослые и сверстники.
3. Если ребенок, имеющий диагноз сахарный диабет, говорит Вам, что плохо себя чувствует, никогда не отправляйте его одного в медицинский кабинет или домой - только с сопровождающим.
4. Никогда не задерживайте ребенка с диагнозом сахарный диабет в школе после занятий в то время, когда ему нужно сделать укол, замерить уровень сахара в крови и пообедать.
5. Ребенок (подросток), имеющий диагноз сахарный диабет, даже в малом возрасте, знает многое о своей болезни и особенностях ее проявления. Поэтому, если такой ребенок обращается к Вам и говорит, что он чувствует себя плохо, пожалуйста, прислушайтесь к нему и примите правильное решение.
6. Дети (подростки), имеющие диагноз сахарный диабет не должны стать объектом особого внимания. Они должны в равной мере выполнять все школьные правила, как и другие дети (подростки). С той лишь разницей, что в рамках их заболевания они требуют дополнительной заботы.
7. Чтобы дети (подростки) с диагнозом сахарный диабет чувствовали себя уверенно на мероприятиях, проводимых в школе и детском саду они должны принимать участие в них. Это требует дополнительного внимания со стороны воспитателей и преподавателей.
На мероприятие (экскурсию), можно пригласить родителей (родственников) ребенка, которые смогут проконтролировать своего ребенка (подростка) с диагнозом сахарный диабет.