"ЭндоЖизнь"
Присылайте нам Вашу информацию , если Вашего ребенка лишили инвалидности или предупредили, что с 14 лет снимут точно, согласно Приказа №1024н. Обязательно указывайте Ваш город!
Мы будем делать отметки на карте.
Памятка для преподавателей школьных и дошкольных учебных заведений, которые посещают дети с диагнозом сахарный диабет
По мере развития ребенка меняется и психологическое воздействие диабета на семью. Отношения внутри семьи подвергаются растущему давлению, так как родителям приходится совмещать нужды ребенка с диабетом со своей работой и другими потребностями семьи.
С первых месяцев жизни ребенка, когда вы чувствуете беспокойство и постоянное желание оградить малыша; в период младшего возраста, когда ему постоянно хочется сладкого, и в поисках его он бегает по всему дому; в школьные годы, когда ребенок учится сам брать на себя ответственность за свой диабет – все это время вы должны быть с ним рядом, помогая в достижении хорошей компенсации диабета.
Если же вы чувствуете, что не справляетесь, то помощь всегда у вас под рукой.
Следующие рекомендации помогут вам привнести стабильность в эти трудные времена.
Психологический эффект диабета различный в разное время и сильно зависит от уровня развития ребенка и основных потребностей возраста. Естественно, родители не всегда уверены, как им справляться с той или иной ситуацией, и время от времени по конкретным вопросам могут прибегать к помощи специалистов. Иногда полезно проконсультироваться с детским психологом. Правильно было бы, если все дети и подростки хотя бы раз побывали у психолога в течение первых месяцев после выявления диагноза. Таким образом, если позже родители почувствуют, что нуждаются в психологической помощи, первый контакт окажется уже установленным.
Марианна Хелгессон, психолог в педиатрическом отделении университета шведского города Линчёпинг, специализируется на психологических аспектах диабета у детей разного возраста. Вот некоторые из ее выводов:
Трем людям в браке не всегда легко. Первая трещина между супругами появляется с рождением первенца. Начинаются бесконечные обсуждения и споры о том, как организовать время – что раньше не вызвало у супругов никаких разногласий.
Необходимо найти равновесие между временем, которое вы уделяете ребенку, своему партнеру и себе. Родители должны прийти к согласию о распределении работы по дому, а также о том, смогут ли оба они продолжать свою карьеру.
Воспитание ребенка – во многом повторение того, как воспитывали вас. Ведь это единственно знакомая вам модель. Однако обычно в семье двое родителей, и у каждого за спиной свой собственный опыт. Конфликты неизбежны, и результатом становится сочетание опыта обоих родителей.
Однако, если у ребенка есть хроническое заболевание, ролевых моделей может не хватить, и родители начинают чувствовать неуверенность. Равновесие между зависимостью и ответственностью установить нелегко, и возникает вопрос: как помочь ребенку, не подвергая его при этом излишней опеке.
Это период так называемого симбиоза, в первую очередь между матерью и ребенком. Позднее к нему подключается и отец. В это время родителям очень важно подчинять свои нужды потребностям ребенка. Ребенок ведь еще не в состоянии отдать приоритет потребностям родителей. Когда, примерно в годик, он научится двигаться без посторонней помощи, у него начнется период самостоятельного исследования мира.
Проблемы, возникающие в связи с диабетом
Диабет в этом возрасте неизбежно доставляет всей семье немало стрессовых ситуаций. Если родители испытывают ощущения напряженности и неуверенности по отношению к ребенку, то им не менее трудно будет передать ему ощущение безопасности и уверенности. Безопасность и уверенность тесно связаны с проблемами еды и диабета. Дети не понимают, почему они должны есть, когда они не испытывают голода и наоборот, поэтому в этом возрасте велик риск возникновения проблем с питанием. Справиться с ними помогут инъекции инсулина или помповая терапия. Детям совершенно необходимо ощущать исходящие от родителей доверие и уверенность, хотя добиться этого, если у вашего ребенка диабет, может быть нелегко.
Излишняя опека приводит к тому, что ребенок практически не отходит от родителей, вместо того, чтобы смотреть на окружающий его большой мир. Дети не понимают сути и смысла уколов и анализов крови, не понимают и сопровождающие эти процедуры ощущения боли, страха и гнева. Мы не можем им объяснить, почему мы доставляем им эти болезненные и неприятные ощущения. Обычно лучший способ – сделать инъекцию как можно быстрее, а потом успокоить ребенка. В этом возрасте очень полезными оказываются различные вспомогательные приспособления для проведения инъекций инсулина.
Дети младшего возраста начинают исследовать мир более активно. В возрасте примерно двух лет ребенок обычно совершает шаг «назад» и вновь привязывается к матери. Это совершенно нормально и ни в коей мере не вызвано каким бы то ни было неправильным поведением родителей. «Упрямый» возраст (когда ребенок начинает проявлять свою волю) начинается между 2 и 3 годами. Дети пробуют пределы возможного и для родителей, и для себя самих. В это время для всех детей характерны гнев и раздражительность. Они начинают испытывать ограничения, что нередко для них неприятно. Родителям важно не уходить от этих «сражений воли», так как именно таким образом дети учатся отстаивать свою позицию, идти на компромисс, уступать.
Проблемы, возникающие в связи с диабетом
Не всегда легко понять, вызвано ли дурное настроение ребенка пониженным или повышенным содержанием глюкозы в крови. Нужно ли ему давать еду при первых признаках гнева или раздражения? Не всегда можно в таких случаях измерить уровень глюкозы в крови. У ребенка с диабетом больше ограничений (уколы, строгое время приема пищи, замеры), чем у его сверстников. При хронических заболеваниях многие родители готовы компенсировать вызванные болезнью ограничения, в остальном позволяя ребенку делать все, что он хочет. Таким образом они демонстрируют свою жалость и не могут установить эффективные ограничения в других областях. Ребенок в результате становится неуправляемым, постоянно проверяя пределы дозволенного и провоцируя родительскую реакцию. И если у родителей не окажется достаточно сил, чтобы бороться с такой агрессивностью, ребенок может уйти в себя, стать пассивным и неуверенным, у него снизится самооценка. Родители также нуждаются в понимании, так как этот период может быть для них очень трудным. Нужна им и поддержка – ведь ребенок с диабетом нуждается в таком же нормальном воспитании, как и любой другой ребенок. Страх незнакомого окружения (например, больницы) может оказаться даже больше, чем страх перед уколами. Некоторые дети в этом возрасте испытывают большое беспокойство, если чувствуют, что их лишают привычной свободы. Старайтесь вводить инъекции инсулина и измерять уровень глюкозы в крови в максимально знакомом и привычном для них окружении.
Ребенок этой возрастной группы начинает больше понимать мир и осознавать тот факт, что его тело может испытывать и желание, и боль. Ребенок увлекается ролевыми играми и живет богатой воображаемой жизнью. В этот же период происходит дифференциация половых ролей. Ребенок хочет подражать родителю того же пола и влюбляется в родителя другого пола, часто даже выражая желание жениться или выйти за родителя замуж. Ребенок 4-5 лет – «король вселенной», он знает и умеет все, особенно, что он хочет и чего не хочет. Дети чувствуют свою силу, понимая, как они могут контролировать других. 6-летний ребенок обычно уже больше готов подстраиваться под желания родителей. У детей появляется чувство совести, они начинают задумываться о «преступлении и наказании», пусть и на своем «примитивном» уровне, по принципу «око за око, зуб за зуб». Они начинают осознавать ограничения собственного тела.
Проблемы, возникающие в связи с диабетом
Дети этой возрастной группы могут считать, что диабет у них появился как наказание за тот или иной проступок, или что процедура замера крови – сама по себе наказание. Это нужно обсудить с ребенком, даже если сам он таких вопросов и не задает. В конце концов, ведь даже взрослые задаются вопросом: «Чем я заслужил такое?», когда с ними происходит неприятности или несчастья. Мы все пытаемся найти логические связи между случающимися с нами вещами. Дети могут быть ограничены в своей свободе родительским страхом перед гипер- и гипогликемией. Может оказаться очень трудно сделать инъекцию инсулина или измерить уровень глюкозы в крови, если ребенок категорически отказывается идти вам в этом навстречу. У него могут быть свои, вполне определенные взгляды относительно того, что он хочет и что не хочет есть. Заранее бывает очень трудно понять, сколько ребенок съест. Попытайтесь позволить ему самостоятельно определиться в каких-то иных аспектах своей жизни. Множественные инъекции или инсулиновая помпа дают ребенку больше свободы в том, что и в каком количестве он ест. Не стоит ребенка такого возраста задолго предупреждать об уколах, анализах и других малоприятных вещах. В детском воображении это легко может вырасти до совершенно немыслимых пропорций. В семье с разнополыми детьми диабет в сознании ребенка может быть связан с его полом. Например, девочка может считать, что мальчиком быть лучше, потому что у ее брата диабета нет (или наоборот).
Начало школы – стрессовый период для детей и многим поначалу довольно трудно приспособиться. Младшие школьники озабочены исследованием и пониманием окружающего их мира. Они любят разбирать и понимать, как устроены вещи. Растет в их жизни и роль друзей; для них становится важно делать так, как делают другие. Дети этого возраста любят следить за тем, как долго продолжается тот или иной вид деятельности, например, выполнение поручения взрослых. Они расширяют свои отношения с взрослым миром, распространяя их от родителей к другим взрослым, в том числе учителям и другим сотрудникам школы. В начальной школе дети учатся контролировать свои первоначальные импульсы и вести себя в рамках принятых правил и ограничений.
Проблемы, возникающие в связи с диабетом
Страх перед неизвестным остается даже у детей, склонных к исследованию мира. Важно, чтобы попадающая к ребенку информация соответствовала его возрасту. Еда в школе на вкус отличается от того, что ребенок привык есть дома, и иногда в школе он и вовсе отказывается есть. Важно найти в школе кого-нибудь, кто сможет и захочет помочь ребенку сделать инъекцию инсулина или измерить уровень глюкозы в крови. Поначалу вы будете чувствовать себя очень неуверенно – что случится, если у ребенка в школе вдруг возникнет гипогликемия? Попытайтесь сделать так, чтобы по крайней мере один из родителей был всегда доступен по телефону и при необходимости мог бы прийти в школу, особенно в первый год. Важно, чтобы учителя понимали, что нужно делать при гипер- или гипогликемии. Они станут относиться к болезни ребенка серьезнее, если эпизод гипер- или гипогликемии произойдет у них на глазах.
Этот жизненный этап в психологии называют «латентный период». Дети в этом возрасте обычно очень восприимчивы к любой информации, в том числе и о диабете. Они хотят расширить свой мир, но в то же время они уже научились оставаться в рамках установленных для них родителями ограничений. Это время становления социальной роли ребенка: «Могу ли я присоединиться?», «Примут ли меня?». Также в это время идет постоянная конкуренция со сверстниками, когда постоянно выясняется кто самый сильный, самый умный, самый красивый. Сверстники играют все более и более важную роль в жизни ребенка. Ребенку с диабетом важно познакомиться с такими же как он сверстниками, у которых тоже есть сахарный диабет, например в специальном лагере для детей с сахарным диабетом или на школе диабета. В этом возрасте детям очень нужна поддержка – они должны чувствовать, что поступают и ведут себя правильно.
Проблемы, возникающие в связи с диабетом
В этом возрасте всех детей волнует роль, которую они играют в жизни. В 10-11 лет ребенок с хроническим заболеванием начинает по-новому думать о своем заболевании и по-новому реагировать на него. «Почему это случилось со мной?» – все чаще спрашивает он. Наступает период, когда все, что связано с диабетом, кажется трудным и требующим огромного напряжения. Впервые ребенок начинает осознавать, что диабет останется с ним до конца жизни. Для того, чтобы смириться с этой мыслью, требуется время. В это время важно часто и откровенно говорить с ребенком о том, что влечет за собой диабет – это поможет приблизить его к принятию заболевания, как образа жизни. Покажите, что вы, как родитель, озабочены не меньше своего ребенка, и что вы признаете, что жизнь с диабетом трудна и несправедлива. Через какое-то время ребенок проходит эту стадию, но некоторым может потребоваться психологическая помощь. Все дети этого возраста охотно учатся и узнают новое, не ставя под сомнение родительский авторитет. Важно поэтому, чтобы в этот период все, связанное с диабетом, стало естественной частью повседневной жизни. Дети, уверенно научившиеся контролировать диабет до наступления полового созревания, в меньшей степени чувствуют, что диабет мешает их росту и независимости.
В период полового созревания подросток начинает развиваться как взрослая личность, у него появляется независимость и стремление быть со взрослыми на равных. Эта растущая независимость пока еще очень хрупка, и поэтому подросткам необходимо с такой силой и упорством ее отстаивать. В каком-то смысле повторяются те же процессы, которые происходили в младшем возрасте. Подростков часто швыряет от совсем детского к более взрослому поведению. Важно понимать, что для них это шанс «вернуться» в период, незавершенный на более ранних стадиях развития. Многие родители ожидают переходного возраста с ужасом, но если взглянуть на этот период, как на последний всплеск детства перед вступлением во взрослую жизнь, то ваш взгляд на него станет более позитивным.
На этом этапе развития друзья начинают играть достаточно значимую роль в жизни ребенка. Появляется желание вечером с друзьями выйти и съесть гамбургер или пиццу вместо того, чтобы сидеть дома с родителями за обычным семейным ужином. Важно, чтобы в таких случаях подросток ощущал свободу поэкспериментировать с дозами инсулина и ответственность за результаты таких экспериментов. Подростки проявляют огромный интерес к собственному телу. Им важно знать, как диабет влияет на происходящие в нем процессы. С другой стороны они стесняются своего тела и в этом смысле гораздо менее раскованы, чем могло бы показаться. Мы считаем важным, чтобы время от времени подростки приходили на консультацию с психологом самостоятельно, без родителей. Или же чтобы родители входили в кабинет уже в конце разговора и только тогда поднимали лишь те вопросы, на которые подросток выразил готовность отвечать. Подросткам важно понимать, что понятие «врачебная тайна» распространяется и на их родителей. Если молодой человек хочет получить ответ на личный вопрос, он должен иметь возможность сделать это без страха и опасения того, что эта информация может быть кому-нибудь передана. Подростки часто приходят на прием с другом (подругой). Им все еще нужна поддержка, но они чувствуют себя слишком взрослыми, чтобы привлекать к этому делу родителей.
Родителям иногда трудно понять, насколько уместно или необходимо их вмешательство в процесс контроля диабета своего ребенка. Если вы все реже оказываетесь вовлечены в связанные с диабетом проблемы и все реже ходите со своим ребенком к врачу, вам все труднее получать информацию о состоянии заболевания. Большинство подростков предпочитают справляться без помощи родителей, но в то же время держать их в курсе событий. Одна 18-летняя девушка сказала: «Конечно, я хочу, чтобы они знали, что происходит с моим диабетом. Кто же еще немедленно вскочит и ринется мне на помощь, если у меня возникнут проблемы?»
Уже в младшем школьном возрасте дети начинают распространять свои умения на многочисленные новые для них формы деятельности: спорт, искусство, учеба, самоконтроль. Постепенно растущая вовлеченность и ответственность за разнообразные связанные с диабетом процессы – часть этого общего естественного роста. Однако последние исследования показывают, что и в эти годы родители не должны отстраняться и не обращать внимание на самоконтроль подростка. Важно, чтобы медики внедряли необходимость постоянного родительского участия в сознание и детей, и родителей на самом раннем этапе. Не торопитесь передавать детям ответственность!
Материал основан на книге Рагнара Ханаса. «Диабет 1-го типа у детей, подростков и молодых людей. Как стать экспертом в своем диабете» М.: Арт-Бизнес-Центр, 2005. - 430 с.
Источник http://www.lifescan.ru/